ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТНОГО ОСВЕЩЕНИЯ В СВЕТОДИЗАЙНЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

February 20, 2017 Andrey Morozov

Шальнева Н.Н. для журнала “Световые сезоны”

Воздействие цвета на человека неоспоримо и было неоднократно установлено учеными. Большинство людей до сих пор недооценивает силу этого воздействия. Доказано о воздействии цвета на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Проведенные медицинские исследования показывают, что умелое сочетание цвета и света помогают нам преобразовать пространство и здания до неузнаваемости, создавая определенную атмосферу и настроение. Выбор конкретного цвета для освещения зависит от задачи, которую необходимо решить. Цветом можно не только украсить, но и испортить фасад. Работать с ним нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.

Наружное освещение делится на несколько подвидов: архитектур­ное, витринное, уличное, рекламное и ландшафтное. Все они использу­ют разные приемы освещения. При этом, довольно сложно определить какой из них имеет большее влияние на человека.

Архитектурное освещение в свою очередь подразделяется на два разных подхода: архитектурную подсветку и архитектурное художе­ственное освещение. Первый направлен на приукрашивание здания в темноте, когда полностью меняется его геометрия, во втором подчерки­ваются контуры строения, поэтому в темное время суток также, как и днем можно увидеть задумку архитектора.

На что нужно обращать внимание светодизайнеру при проектирова­нии цветного наружного освещения:

  • Необходимо работать с освещением в комплексе. При проектирова­нии наружного освещения, исследовать, как подсвечены другие рядом стоящие строения. Очень важно работать не только с фотографиями, но также выезжать по возможности на объект в дневное и вечернее время суток, чтобы строение впоследствии смотрелось гармонично среди уже существующих зданий.
  • Выбор точки зрения должен определяться с учетом движения води­телей и пассажиров, обеспечивая хорошую видимость и различимость. Утомляемость водителей и пешеходов должны оцениваться по разным критериям. Существует три вида утомления: физическое, умственное и эмоциональное. У водителя они чаще всего возникают одновременно, так он сочетает физический труд с умственной деятельностью и большим эмоциональным напряжением. Умственное утомление быстрее наступает при длительном движении с высокой скоростью или в интенсивных транспортных потоках. Существует оптимум как физической, так и информационной нагрузки. Как однообразие, так слишком большое количество информации или физических движений ведет к быстрому раз­витию утомления. В первую очередь необходимо обеспечивать условия для нормальной зрительной работы водителей, далее пешеходов.
  • Стараться соблюдать существующие нормы, чтобы избегать пере и недосвета. Сегодня существует очень много пересвеченных зданий, из-за этого очень часто «ломает­ся» геометрия всего сооружения, не говоря уже о световом загрязнении, которое так­же негативно влияет на состояние человека. Необходима гармонизация вывесок из-за сильного выбивания по ярко­стям. Из-за пересвеченности щитов часто не видно текста.
  • Соблюдать гармонию про­странства, применяя цвет в за­висимости от архитектуры, вы­бирать где это будет уместно, а где мешать. Цветовая гармония должна рассматриваться совместно с архитектурой зданий, учиты­вая геометрические размеры, соотношение яркостей и цветность. Вы­держивать соответствие стиля здания при архитектурном освещении. Если сооружение классической архитектуры, то с цветом надо работать аккуратно, если современное, то здесь фантазия безгранична.
  • Аккуратно работать с насыщенными цветами, они нужны далеко не на каждом фасаде. Учитывать цветность и яркость окрашенных поверх­ностей, и проводить расчет времени на цветовую адаптацию. Подбирать материал фасада и источника света с «нужным» спектром. Смешение цветов по воздействию разделяют на позитивное, нейтральное и нега­тивное восприятие. По тем или иным критериям и задачам можно подо­брать цвет для своего объекта. Следует обращать внимание и на количе­ство разных цветных источников и уместность их применения. Если под­светить развлекательный комплекс, то использование более трех разных цветов уместно, в более классической архитектуре нужно отталкиваться от поставленных задач.
  • Создавать плавные «переходы» из темных пространств (например, дворы) на улицу, поскольку любому нужно время на адаптацию при та­ких переходах. Это становится очень важным при темновой адаптации глаза, когда человек переходит от света к темноте ему может понадобится от 40 минут до 1,5 часов, чтобы вновь четко и ясно различать предметы, в то время как на световую адаптацию, при переходе с темноты в свет нужно всего 2-3 минуты.
  • Определять необходимость динамичного цветного освещения с рас­четом мелькания излучения и скорости изменения цвета. Нужно уметь определять, как будет быстро меняться «цветовая» картинка, в зависи­мости от назначения здания и его расположения. Это учитывается для того, чтобы не отвлекать водителей и пешеходов. При этом, нужно уметь разделять здания развлекательного характера, таких как торговые цен­тры, цирки, современные здания, кинотеатры и госучреждения, где ве­дется серьёзная умственная работа и цветное мелькание будет просто неуместным, создавая диссонанс в восприятии у посетителей и проез­жающих водителей, равно как и у проходящих мимо пешеходов.
  • Уметь разделять виды праздничного и будничного цветных освещений, чтобы не отвлекать водителей и жите­лей ближайших домов. В от­личие от праздничного, буд­ничное цветное освещение не должно сильно утомлять води­телей и пешеходов.

Напоследок, могу пожелать всем грамотно используйте воздействие цвета, учи­тесь управлять им, смешивай­те, экспериментируйте, доверяя своим ощущениям.