Шальнева Н.Н. для журнала “Световые сезоны”
Воздействие цвета на человека неоспоримо и было неоднократно установлено учеными. Большинство людей до сих пор недооценивает силу этого воздействия. Доказано о воздействии цвета на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Проведенные медицинские исследования показывают, что умелое сочетание цвета и света помогают нам преобразовать пространство и здания до неузнаваемости, создавая определенную атмосферу и настроение. Выбор конкретного цвета для освещения зависит от задачи, которую необходимо решить. Цветом можно не только украсить, но и испортить фасад. Работать с ним нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.
Наружное освещение делится на несколько подвидов: архитектурное, витринное, уличное, рекламное и ландшафтное. Все они используют разные приемы освещения. При этом, довольно сложно определить какой из них имеет большее влияние на человека.
Архитектурное освещение в свою очередь подразделяется на два разных подхода: архитектурную подсветку и архитектурное художественное освещение. Первый направлен на приукрашивание здания в темноте, когда полностью меняется его геометрия, во втором подчеркиваются контуры строения, поэтому в темное время суток также, как и днем можно увидеть задумку архитектора.
На что нужно обращать внимание светодизайнеру при проектировании цветного наружного освещения:
- Необходимо работать с освещением в комплексе. При проектировании наружного освещения, исследовать, как подсвечены другие рядом стоящие строения. Очень важно работать не только с фотографиями, но также выезжать по возможности на объект в дневное и вечернее время суток, чтобы строение впоследствии смотрелось гармонично среди уже существующих зданий.
- Выбор точки зрения должен определяться с учетом движения водителей и пассажиров, обеспечивая хорошую видимость и различимость. Утомляемость водителей и пешеходов должны оцениваться по разным критериям. Существует три вида утомления: физическое, умственное и эмоциональное. У водителя они чаще всего возникают одновременно, так он сочетает физический труд с умственной деятельностью и большим эмоциональным напряжением. Умственное утомление быстрее наступает при длительном движении с высокой скоростью или в интенсивных транспортных потоках. Существует оптимум как физической, так и информационной нагрузки. Как однообразие, так слишком большое количество информации или физических движений ведет к быстрому развитию утомления. В первую очередь необходимо обеспечивать условия для нормальной зрительной работы водителей, далее пешеходов.
- Стараться соблюдать существующие нормы, чтобы избегать пере и недосвета. Сегодня существует очень много пересвеченных зданий, из-за этого очень часто «ломается» геометрия всего сооружения, не говоря уже о световом загрязнении, которое также негативно влияет на состояние человека. Необходима гармонизация вывесок из-за сильного выбивания по яркостям. Из-за пересвеченности щитов часто не видно текста.
- Соблюдать гармонию пространства, применяя цвет в зависимости от архитектуры, выбирать где это будет уместно, а где мешать. Цветовая гармония должна рассматриваться совместно с архитектурой зданий, учитывая геометрические размеры, соотношение яркостей и цветность. Выдерживать соответствие стиля здания при архитектурном освещении. Если сооружение классической архитектуры, то с цветом надо работать аккуратно, если современное, то здесь фантазия безгранична.
- Аккуратно работать с насыщенными цветами, они нужны далеко не на каждом фасаде. Учитывать цветность и яркость окрашенных поверхностей, и проводить расчет времени на цветовую адаптацию. Подбирать материал фасада и источника света с «нужным» спектром. Смешение цветов по воздействию разделяют на позитивное, нейтральное и негативное восприятие. По тем или иным критериям и задачам можно подобрать цвет для своего объекта. Следует обращать внимание и на количество разных цветных источников и уместность их применения. Если подсветить развлекательный комплекс, то использование более трех разных цветов уместно, в более классической архитектуре нужно отталкиваться от поставленных задач.
- Создавать плавные «переходы» из темных пространств (например, дворы) на улицу, поскольку любому нужно время на адаптацию при таких переходах. Это становится очень важным при темновой адаптации глаза, когда человек переходит от света к темноте ему может понадобится от 40 минут до 1,5 часов, чтобы вновь четко и ясно различать предметы, в то время как на световую адаптацию, при переходе с темноты в свет нужно всего 2-3 минуты.
- Определять необходимость динамичного цветного освещения с расчетом мелькания излучения и скорости изменения цвета. Нужно уметь определять, как будет быстро меняться «цветовая» картинка, в зависимости от назначения здания и его расположения. Это учитывается для того, чтобы не отвлекать водителей и пешеходов. При этом, нужно уметь разделять здания развлекательного характера, таких как торговые центры, цирки, современные здания, кинотеатры и госучреждения, где ведется серьёзная умственная работа и цветное мелькание будет просто неуместным, создавая диссонанс в восприятии у посетителей и проезжающих водителей, равно как и у проходящих мимо пешеходов.
- Уметь разделять виды праздничного и будничного цветных освещений, чтобы не отвлекать водителей и жителей ближайших домов. В отличие от праздничного, будничное цветное освещение не должно сильно утомлять водителей и пешеходов.
Напоследок, могу пожелать всем грамотно используйте воздействие цвета, учитесь управлять им, смешивайте, экспериментируйте, доверяя своим ощущениям.