ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЕТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ МЕГАПОЛИСА Киричок А.И.

February 16, 2017 Andrey Morozov

img_3034

Заместитель директора  по развитию
ООО “Светосервис телемеханика”
Киричок Андрей Иванович

Для человека световая информация служит источником зрительных образов, создаваемых архитектурными формами, мастерством светодизайнеров и их инструментами – современными средствами светотехники, компьютерными технологиями и системами управления. За последние годы крупные города России, особенно Санкт-Петербург и Москва, приобретают свои индивидуальные черты в тёмное время суток. Ведутся масштабные работы по улучшению качества наружного освещения и по созданию световых образов как отдельных, доминантных, объектов, парковых ансамблей, так и комплексов зданий вдоль магистралей, и целых районов мегаполисов. Внедряются энергосберегающие технологии и энергоэффективное оборудование.

Светотехническое сообщество всё активнее обсуждает как вопросы освещения для безопасности, так и проблемы формирования светоцветовой среды при проведении публичных профессиональных мероприятий. Специалисты пытаются найти решение трудных задач при зарождении в нашей стране профессии светодизайнера. Идут споры о концептуальных подходах к городскому освещению, учёте зарубежного опыта, о проектировании освещения объектов мегаполисов: транспортных магистралей и развязок, мостов, тоннелей, парков и ландшафтных зон, высотных зданий и сооружений, исторических и культовых мест и зданий, спортивных сооружений. В наши дни всё чаще обсуждаются не только традиционные вопросы о нормировании, об энергосбережении и проектировании, но и вопросы автоматизации управления светом.

untitled-3

Какие же итоги проведённой работы можно подвести при создании систем управления освещением в мегаполисах, и какие проблемы требуется решить, чтобы уверенно строить планы на будущее?

Общими задачами, решаемыми при внедрении систем управления в сфере освещения мегаполисов, являются:

– создание и совершенствование системы управления на фоне роста количества и сложности обслуживаемых установок наружного и архитектурного освещения; – повышение оперативности визуального контроля состояния освещения объектов при возрастании загруженности городских транспортных коммуникаций; – сокращение времени реагирования на аварийные ситуации; – синхронизация включения и выключения освещения объектов; – сокращение издержек, связанных с удорожанием и нехваткой профессиональной рабочей силы, повышением цен на ГСМ, моторесурс; -внедрение энергосберегающих технологий.

Основные проблемы, которые приходится преодолевать для решения этих задач:

  1. Квалификация специалистов.
  2. Отсутствие актуальных регламентирующих нормативных документов.
  3. Трудности выбора поставщиков продукции и услуг. Заказчикам, разработчикам, проектировщикам систем управления

приходится искать ответы на такие вопросы при создании и совершенствовании систем освещения мегаполисов:

  • Как сформировать индивидуальный световой облик мегаполиса?
  • Как эффективно решать задачи в сфере освещения?
  • Как правильно сформировать техническое задание?
  • Как решать системные вопросы – инвентаризации, проектирования, внедрения систем управления, организации эксплуатации?
  • Как оптимизировать затраты?

При этом необходимо учитывать требования к безопасности жителей в тёмное время суток, лимиты финансирования, требования к энергосбережению, квалификацию специалистов и противоречивость нормативных документов. Дополнительно к указанным выше, хочется более ярко выделить такие специфические проблемы создания систем управления при реализации световых решений, как: отсутствие достаточного количества отечественных специалистов – светодизайнеров и инженеров по сложным системам управления освещением; отсутствие единого концептуального подхода при реализации световых ансамблей городов; технические ограничения применяемого осветительного оборудования; технические ограничения применяемого оборудования и программного обеспечения систем управления; необходимость синхронизации работы многих объектов, на которых выполняется единый свето-динамический сценарий; требования по централизации дистанционного управления освещением; технические, нормативные и организационные ограничения при разработке светодинамических сценариев и специализированного программного обеспечения для объектов архитектурно-художественной подсветки (медиа фасады, системы фото – и видеонаблюдения); отсутствие чёткой нормативной регламентации всех ви­дов работ по диспетчеризации и телемеханическому (дистанционному) управлению освещением мегаполисов (проектирование, строительно-монтажные, пуско-наладочные работы и эксплуатация).

Предлагается использовать проверенные на практике при создании Комплексной АСУ архитектурным освещением (КАСУАО) г. Москвы меры по решению проблем:

а) комплексный подход к проектированию и внедрению наружного и архитектурного освещения с учётом приме­нения АСУ освещением;

б) применение унифицированных типовых ре­шений, исключающих зависимость от конкретного производителя обо­рудования АСУ освещением;

в) внедрение современных энергоэффек­тивных осветительных установок с использованием интеллектуальных систем управления и регулирования освещения; совершенствование и развитие регламентирующих документов и нормативно-правовой базы по проектированию, устройству и эксплуатации освещения.

untitled-1

Перечень интегрируемых подсистем КАСУАО:

  • Система оперативного контроля объектов архитектурного освещения
  • Подсистема информационного взаимодействия
  • Подсистема связи
  • Подсистема сбора и обмена информации
  • Подсистема мониторинга работы программно-технических комплексов
  • Пожарная сигнализация
  • Подсистема фотофиксации
  • Подсистема видеоконтроля
  • Подсистема визуализации
  • Подсистема ГИС
  • Подсистема паспортизации
  • Система обеспечения информационной безопасности

Важную роль играют вопросы классификации работ по автоматиза­ции систем управления наружным и архитектурным освещением: Какие системы управляют освещением? Как их классифицировать? На какие новые нормативные документы обратить внимание? Хочется обратить внимание специалистов на следующие документы:

  • ПНСТ 29-2015 «Освещение автомобильных дорог и тоннелей. Тре­бования к регулированию» разработан в рамках регламентации регу­лирования параметров освещения с целью уменьшения расхода элек­троэнергии и повышения энергетической эффективности осветитель­ных установок автомобильных дорог и тоннелей при сохранении уровня освещения, рекомендован к применению при проектировании, эксплуа­тации и реконструкции стационарных осветительных установок дорог и тоннелей, определяет требования к АСУ освещением.
  • МРР 3.2.80-14 «Сборник базовых цен на проектные работы по дис­петчеризации телемеханическому управлению освещением, осущест­вляемые с привлечением средств бюджета города Москвы», в котором даны основные виды проектных работ по диспетчеризации и телемеха­ническому управлению освещением на основе натуральных показате­лей:

Обеспечение диспетчерского управления

Управление и контроль силовой части

Прокладка слаботочных сетей

Обеспечение каналов связи

Фото-видео наблюдение за объектами

Управление регуляторами мощности

Создание (разработка) программного обеспечения

(в том числе для АХП – ПО цветодинамических сценариев)

Управление цветодинамической частью.

untitled-2

Впервые были глубоко, системно и комплексно проработаны: «Клас­сификация и номенклатура работ по диспетчеризации и телемеханиче­скому управлению освещением», методика определения стоимости раз­работки проектов о диспетчеризации и телемеханическому управлению освещением», «Методика расчета и базовые цены на основные виды проектных работ по диспетчеризации и телемеханическому управле­нию освещением на основе натуральных показателей», «Рекомендуе­мые виды работ АСУ освещением», «Методические указания для опреде­ления стоимости проектных работ по диспетчеризации и телемеханиче­скому управлению освещением с использованием наиболее часто при­меняемых проектных решений», «Примеры расчетов стоимости разра­ботки технической документации для основных проектных работ».

Жизнь не стоит на месте. Каждый день мы ищем и находим но­вые пути для решения задач различной сложности. И пусть взаим­ный обмен опытом и идеями только обогащает наши профессиональ­ные ряды, а результаты работы – радуют жителей и гостей больших и малых городов!

Заместитель директора  по развитию

ООО “Светосервис телемеханика”

Киричок Андрей Иванович