ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЕТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ МЕГАПОЛИСА Киричок А.И.

February 16, 2017 Andrey Morozov No comments exist

img_3034

Заместитель директора  по развитию
ООО “Светосервис телемеханика”
Киричок Андрей Иванович

Применение систем управления освещением при формировании световой архитектуры мегаполиса

Для человека световая информация служит источником зрительных образов, создаваемых архитектурными формами, мастерством светодизайнеров и их инструментами – современными средствами светотехники, компьютерными технологиями и системами управления. За последние годы крупные города России, особенно Санкт-Петербург и Москва, приобретают свои индивидуальные черты в тёмное время суток. Ведутся масштабные работы по улучшению качества наружного освещения и по созданию световых образов как отдельных, доминантных, объектов, парковых ансамблей, так и комплексов зданий вдоль магистралей, и целых районов мегаполисов. Внедряются энергосберегающие технологии и энергоэффективное оборудование.

Светотехническое сообщество всё активнее обсуждает как вопросы освещения для безопасности, так и проблемы формирования светоцветовой среды при проведении публичных профессиональных мероприятий. Специалисты пытаются найти решение трудных задач при зарождении в нашей стране профессии светодизайнера. Идут споры о концептуальных подходах к городскому освещению, учёте зарубежного опыта, о проектировании освещения объектов мегаполисов: транспортных магистралей и развязок, мостов, тоннелей, парков и ландшафтных зон, высотных зданий и сооружений, исторических и культовых мест и зданий, спортивных сооружений. В наши дни всё чаще обсуждаются не только традиционные вопросы о нормировании, об энергосбережении и проектировании, но и вопросы автоматизации управления светом.

untitled-3

Какие же итоги проведённой работы можно подвести при создании систем управления освещением в мегаполисах, и какие проблемы требуется решить, чтобы уверенно строить планы на будущее?

Общими задачами, решаемыми при внедрении систем управления в сфере освещения мегаполисов, являются:

– создание и совершенствование системы управления на фоне роста количества и сложности обслуживаемых установок наружного и архитектурного освещения; – повышение оперативности визуального контроля состояния освещения объектов при возрастании загруженности городских транспортных коммуникаций; – сокращение времени реагирования на аварийные ситуации; – синхронизация включения и выключения освещения объектов; – сокращение издержек, связанных с удорожанием и нехваткой профессиональной рабочей силы, повышением цен на ГСМ, моторесурс; -внедрение энергосберегающих технологий.

Основные проблемы, которые приходится преодолевать для решения этих задач:

  1. Квалификация специалистов.
  2. Отсутствие актуальных регламентирующих нормативных документов.
  3. Трудности выбора поставщиков продукции и услуг. Заказчикам, разработчикам, проектировщикам систем управления

приходится искать ответы на такие вопросы при создании и совершенствовании систем освещения мегаполисов:

  • Как сформировать индивидуальный световой облик мегаполиса?
  • Как эффективно решать задачи в сфере освещения?
  • Как правильно сформировать техническое задание?
  • Как решать системные вопросы – инвентаризации, проектирования, внедрения систем управления, организации эксплуатации?
  • Как оптимизировать затраты?

При этом необходимо учитывать требования к безопасности жителей в тёмное время суток, лимиты финансирования, требования к энергосбережению, квалификацию специалистов и противоречивость нормативных документов. Дополнительно к указанным выше, хочется более ярко выделить такие специфические проблемы создания систем управления при реализации световых решений, как: отсутствие достаточного количества отечественных специалистов – светодизайнеров и инженеров по сложным системам управления освещением; отсутствие единого концептуального подхода при реализации световых ансамблей городов; технические ограничения применяемого осветительного оборудования; технические ограничения применяемого оборудования и программного обеспечения систем управления; необходимость синхронизации работы многих объектов, на которых выполняется единый свето-динамический сценарий; требования по централизации дистанционного управления освещением; технические, нормативные и организационные ограничения при разработке светодинамических сценариев и специализированного программного обеспечения для объектов архитектурно-художественной подсветки (медиа фасады, системы фото – и видеонаблюдения); отсутствие чёткой нормативной регламентации всех ви­дов работ по диспетчеризации и телемеханическому (дистанционному) управлению освещением мегаполисов (проектирование, строительно-монтажные, пуско-наладочные работы и эксплуатация).

Предлагается использовать проверенные на практике при создании Комплексной АСУ архитектурным освещением (КАСУАО) г. Москвы меры по решению проблем:

а) комплексный подход к проектированию и внедрению наружного и архитектурного освещения с учётом приме­нения АСУ освещением;

б) применение унифицированных типовых ре­шений, исключающих зависимость от конкретного производителя обо­рудования АСУ освещением;

в) внедрение современных энергоэффек­тивных осветительных установок с использованием интеллектуальных систем управления и регулирования освещения; совершенствование и развитие регламентирующих документов и нормативно-правовой базы по проектированию, устройству и эксплуатации освещения.

untitled-1

Перечень интегрируемых подсистем КАСУАО:

  • Система оперативного контроля объектов архитектурного освещения
  • Подсистема информационного взаимодействия
  • Подсистема связи
  • Подсистема сбора и обмена информации
  • Подсистема мониторинга работы программно-технических комплексов
  • Пожарная сигнализация
  • Подсистема фотофиксации
  • Подсистема видеоконтроля
  • Подсистема визуализации
  • Подсистема ГИС
  • Подсистема паспортизации
  • Система обеспечения информационной безопасности

Важную роль играют вопросы классификации работ по автоматиза­ции систем управления наружным и архитектурным освещением: Какие системы управляют освещением? Как их классифицировать? На какие новые нормативные документы обратить внимание? Хочется обратить внимание специалистов на следующие документы:

  • ПНСТ 29-2015 «Освещение автомобильных дорог и тоннелей. Тре­бования к регулированию» разработан в рамках регламентации регу­лирования параметров освещения с целью уменьшения расхода элек­троэнергии и повышения энергетической эффективности осветитель­ных установок автомобильных дорог и тоннелей при сохранении уровня освещения, рекомендован к применению при проектировании, эксплуа­тации и реконструкции стационарных осветительных установок дорог и тоннелей, определяет требования к АСУ освещением.
  • МРР 3.2.80-14 «Сборник базовых цен на проектные работы по дис­петчеризации телемеханическому управлению освещением, осущест­вляемые с привлечением средств бюджета города Москвы», в котором даны основные виды проектных работ по диспетчеризации и телемеха­ническому управлению освещением на основе натуральных показате­лей:

Обеспечение диспетчерского управления

Управление и контроль силовой части

Прокладка слаботочных сетей

Обеспечение каналов связи

Фото-видео наблюдение за объектами

Управление регуляторами мощности

Создание (разработка) программного обеспечения

(в том числе для АХП – ПО цветодинамических сценариев)

Управление цветодинамической частью.

untitled-2

Впервые были глубоко, системно и комплексно проработаны: «Клас­сификация и номенклатура работ по диспетчеризации и телемеханиче­скому управлению освещением», методика определения стоимости раз­работки проектов о диспетчеризации и телемеханическому управлению освещением», «Методика расчета и базовые цены на основные виды проектных работ по диспетчеризации и телемеханическому управле­нию освещением на основе натуральных показателей», «Рекомендуе­мые виды работ АСУ освещением», «Методические указания для опреде­ления стоимости проектных работ по диспетчеризации и телемеханиче­скому управлению освещением с использованием наиболее часто при­меняемых проектных решений», «Примеры расчетов стоимости разра­ботки технической документации для основных проектных работ».

Жизнь не стоит на месте. Каждый день мы ищем и находим но­вые пути для решения задач различной сложности. И пусть взаим­ный обмен опытом и идеями только обогащает наши профессиональ­ные ряды, а результаты работы – радуют жителей и гостей больших и малых городов!

Заместитель директора  по развитию

ООО “Светосервис телемеханика”

Киричок Андрей Иванович

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published.